Добрый день, уважаемые читатели. Совсем скоро начинается новый учебный год, поэтому я решил сделать гайд для студентов медицинских университетов, которые перешли на второй курс.
Для первокурсников уже есть подобная статья, а вот ребята с остальных курсов оказались мной обделены.
Но я стараюсь исправить это и создавать новые гайды. Уважаемые второкурсники, сегодняшнее руководство сделано специально для вас, надеюсь, оно окажется полезным.
Итак, второй курс. Если первый курс был посвящён вопросу “как это устроено”, то на втором курсе вводятся предметы, отвечающие на вопрос “как это работает”.
Под “как это устроено” я имею в виду, конечно, нормальную анатомию и гистологию. Здесь изучается именно строение органов и систем органов на макроуровне (анатомия) и микроуровне (гистология). Под “как это работает” я подразумеваю нормальную физиологию и биохимию – именно эти предметы показывают студенту, как разные органы и системы взаимодействую друг с другом и выполняют специфические функции.
Экзамены 1-го семестра 2-го курса
Это один из самых сложных семестров во всём высшем медицинском образовании, на самом деле. С одной стороны, необходимо завершать подготовку к очень грозной зимней сессии, в которой в качестве государственных экзаменов студентов ожидают нормальная анатомия и гистология – то есть, необходимо закреплять свои скиллы в “как это устроено”. С другой стороны, начинаются важнейшие предметы “как это работает” – физиология и биохимия. Как во всём этом не запутаться и не потонуть? Прежде всего, необходим излюбленный мной системный подход, который позволял мне решать сложные задачи не только в учёбе, но и в жизни.
Согласно этому подходу, каждую проблему, формирующую общий фон “всего полно и я ничего не успеваю”, необходимо рассмотреть и описать отдельно, придумать решение а затем расставить все эти проблемы и их решения в правильной иерархической последовательности.
Нормальная анатомия
Я подробно расписывал подготовку к экзамену по нормальной анатомии здесь. Если очень кратко:
- Не запускайте, учите регулярно;
- Рисуйте схемы;
- Обязательно используйте видео на ютубе;
- Латынь очень облегчает изучение анатомии;
- Как можно раньше напечатайте список вопросов и делайте там пометки.
Старайтесь вовремя закрывать проблемные темы, потому что выучить всё за неделю и даже за месяц до экзамена нереально. Тактическая цель полуторалетнего изучения анатомии – привести свои знания в такое состояние, чтобы за месяц перед экзаменом вы просто повторили бы все темы, но не выучили их с нуля.
Как эффективно учить анатомию, я рассказывал здесь.
Если вы чувствуете, что откровенно “плывёте”, используйте свободное время на выходных и после пар, чтобы учить проблемные темы и закрывать пробелы в знаниях. Чтобы облегчить вам изучение нормальной анатомии, я написал несколько десятков иллюстрированных гайдов, при помощи которые множество студентов улучшили свои знания. На моём сайте вы можете найти:
- Комплект гайдов по миологии, включая суперсложные темы, такие как предплечье и спина;
- Комплект гайдов по ЦНС – в этой подборке отсутствуют лишь мозжечок и базальные ядра;
- Полный комплект гайдов по анатомии органов чувств.
Если у вас много времени и вы чувствуете идеальную готовность, вы можете обратить особое внимание на темы, которые понадобятся в будущем:
- Топография и, особенно, склетотопия органов, находящихся внутри грудной и брюшной полостей (понадобится на пропедевтике, а также на всех последующих терапиях и хирургиях);
- Анатомия сердца, строение клапанов и компоненты кругов кровообращения (понадобится на всех предметах, затрагивающих болезни сердца, а это 80% предметов 2-6 курсов);
- Треугольники, ромбы ямки, лакуны, кольца – это отличный запас знаний на топографическую анатомию и оперативную хирургию;
- Анатомию ЦНС с проводящими путями и симптомами патологий их (на четвертом курсе вас ждёт очень сложный предмет – неврология);
- Порто-кавальные анастомозы (эта короткая тема позволит вам понимать некоторые симптомы цирроза печени.
Гистология
Ещё один предмет, который вызывает большой ужас у многих студентов. Надеюсь, мои читатели к ним не относятся, ведь я публиковал подробный гайд о том, как сдавать гистологию и как к ней готовиться. Гистология представляет собой предмет, который очень сильно переплетается с нормальной физиологией.
Как правило, в курсе гистологии изучается не только микростроение тканей и органов (хотя это основная часть предмета), но и некоторые базовые сведения об их работе. Если вы поймёте и запомните это, то вы будете очень легко чувствовать себя на специальной части нормальной физиологии (это часть первого и весь второй семестр второго курса).
В гистологии, помимо строения тканей, очень важны классификации и иерархия. Вам может помочь здесь моя статья о классификации лейкоцитов в гистологии, а также введение в физиологию эндокринной системы.
Хочу предостеречь от одной ошибки. Достаточно расхожее мнение среди студентов такое: “я не собираюсь быть гистологом или патологоанатомом, гистология мне не нужна”. Это может быть поводом к тому, чтобы забросить гистологию и не учить её вовсе. И это очень неправильно, ведь гистология даёт базу не только для патологической анатомии, но и, как я уже говорил, для нормальной физиологии и многих клинических дисциплин. Например, без знания гистологии невозможно понять патогенез гемобластозов (лейкозов, лимфом, миеломной болезни и других).
Также в курсе гистологии проходят очень важную науку – цитологию. Современная медицина изучает болезни на клеточном и молекулярном уровнях, поэтому хороший врач просто не может работать без понимания хотя бы базовых концепций цитологии и строения основных клеточных органелл.
Найти баланс
Самое главное при подготовке к этой непростой сессии – найти баланс. Мне нравится основной постулат древнекитайского руководства для стратегов и правителей “Искусство войны”, который звучит примерно так: “сражения выигрываются и проигрываются задолго до начала непосредственно боя”. Точно также и здесь – ваш успех на этой сессии обусловлен тем, как вы провели первый курс, насколько качественно и внимательно вы изучали нормальную анатомию и гистологию.
Как правило, из пары “анатомия-гистология” у среднестатистического студента есть значительный перекос. То есть, человек отлично знает и понимает гистологию, но с анатомией проблемы, или наоборот. Такой перекос необходимо выявить как можно раньше относительно зимней сессии и подтянуть слабую сторону. У меня получилось, и у вас получится.
Экзамены 2-го семестра 2-го курса
Здесь нас ждут биохимия и нормальная физиология, очень важные предметы, которые формируют понимание медицины как таковой. И философия, конечно, куда же без неё.
Нормальная физиология
Нормальная физиология изучает функционирование здорового организма. Повторюсь, это предмет, знать и понимать который необходимо вообще всем врачам независимо от специальности. Физиология состоит из общей и специальной частей. Как правило, в общей части изучаются закономерности возбуждения тканей, и особо важной темой является возникновение потенциала действия. Также подробно разбираются рефлекторные дуги, особый упор делается на сравнение соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Это позволяет понять принципы работы как скелетных мышц, так и внутренних органов.
Далее следуют разделы физиологии, изучающие работу отдельных органов и систем. Критерием успешного освоения материала является полное понимание функционирования органа и способности понятно и доступно рассказать это. Например, если вы можете сходу описать, как печень влияет на метаболизм жиров, как почка влияет на красный костный мозг и чем полезна закономерность, описанная в законе Франка-Старлинга – вы на правильном пути.
Физиология не является наукой, которую необходимо зубрить, физиология необходимо понимать. Цель физиологии – показать вам принципы работы того или иного органа и подготовить вас к самому главному предмету всех 6 курсов – патологической физиологии.
Эти две науки имеют огромную связь – баз знания и понимания нормальной физиологии вы не сможете освоить патофизиологию. Например, физиология покажет вам, как работает кроветворение в норме. Если вы понимаете, как и где создаётся кровь, вы нарисуете схему кроветворения, внесёте в неё буквально пару изменений – и перед вами откроются лейкозы во своей ужасной красе.
Если вы понимаете физиологию сердца и гемодинамику обоих кругов кровообращения, вы без труда опишите любой клапанный порок сердца.
Я очень очень рекомендую использовать видео при подготовке к семинарам по нормальной физиологии. Дело в том, что представители мира естественных наук прекрасно понимают фундаментальную роль нормальной физиологии и поэтому сейчас существует огромное количество видео и плейлистов на ютубе по всем разделам физиологии. Если вы знаете английский, то можете выбирать из огромного количества преподавателей. Мне, например, очень нравится доктор Найджеб – с базой физиологии, которую он ставит, вы не будете иметь проблем как на самой физиологии, так и на клинических дисциплинах, которые он ставит. На русском языке вы можете смотреть замечательные рисованные видео от Кхан Академик, они есть в свободном доступе на ютубе.
Никогда не ограничивайтесь учебником. Я использовал очень неплохой учебник Смирнова, но без видео дажё в нём не понимал почти ничего.
Зато после просмотра видеолекций (в моём случае это был доктор Найджеб и Кхан академик) у меня всё пошло как по маслу.
Мой сайт может Вам помочь в изучении физиологии эндокринной системы, печени, почек и некоторых частных моментов. Это всё находится здесь.
Биохимия
Ещё одна суперважная наука, отвечающая на вопрос “как это происходит?”, только, в отличие от нормальной физиологии, биохимия изучает события, происходящие в организме на молекулярном уровне. Я всегда считал въедливость и дотошность неотъемлемыми качествами врача, и поэтому с биохимией у меня случилась большая любовь.
Итак, биохимия объясняет нам то, как работают различные ткани и углубляется в ответе на этот вопрос до уровня молекул. Это действительно очень интересно. Типичная программа по биохимии в медицинских университетах представляет собой, в первую очередь, повторение базовых свойств белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Далее в биохимии изучают отдельные важные группы каждого из этих веществ (например, триглицериды как разновидность липидов) и разнообразные реакции с ними, которые протекают в организме здорового человека и человека с какой-либо патологией.
В биохимии пересекаются множество интереснейших тем, которые раскрывают врачу то, что действительно происходит в организме. Например, изучение белков и их разновидностей – ферментов наглядно показывает нам, чем по-настоящему опасна гиперпиретическая (выше 41°С) температура тела. А через несколько тем мы снова встречаем лихорадку – здесь и она разложена буквально на молекулы, ведь в ходе изучения биохимии мы понимаем, что суть повышении температуры тела состоит в рассеивании молекул АТФ в виде тепла. А сами молекулы АТФ образуются в ходе клеточного дыхания, изучение которого показывает нам, для чего именно нужна каждая из молекул кислорода, которая залетает в нас с каждым вдохом и почему выдываем мы ни что иное, как молекулы углекислого газа.
Сейчас в тексте то самое место, в котором я должен объяснить, как учить биохимию и как её сдавать. Но здесь часто бывают проблемы, на самом деле. Многие читатели мне писали, что в их университетах на биохимии заставляли зубрить каскады реакций без пояснения значения этих реакций – и это ужасно. Конечно, порядок реакций цикла Кребса запомнить можно и даже местами нужно (поэтому я сделал статью в помощь тем, кто это делает). Но! Неправильно делать это, не поясняя смысла цикла Кребса, не привязывая его к работе человеческого организма и не объясняя, зачем он вообще нужен!
Ещё один пример – цикл Кори и орнитиновый цикл, оба этих метаболических пути связаны с печенью. Можно зазубрить их, но при этом необходимо отчётливо понимать, как нарушение орнитинового цикла связано с печеночной комой и как цикл Кори связан с болью в мыщцах после физической нагурзки. Подробнее я писал об этом в статье про биохимию печени.
В руках умелого преподавателя биохимия – это невероятно крутой инструмент, который не просто разожжёт интерес к медицине, а вообще поменяет или дополнит взгляд на этот мир. В противном случае, биохимия – это инструмент пытки. Мне повезло (Анна Алексеевна, спасибо Вам!) – но, к сожалению, не у всех всё так хорошо. Если Вам попался второй вариант, просто старайтесь механически зазубривать формулы и реакции (сдавать – то надо) но, при это этом обязательно смотрите тематические ютуб-каналы, чтобы понимать, что вы изучаете в данный момент. Мне больше всего помогал канал Кхан Академик, там есть целые плейлисты для тех, кто изучает биохимию.
Философия
Если честно, я не могу что-либо рассказать о философии в медицинском университете, потому что мне её переставили из моего предыдущего диплома. Да-да, по молодости я потратил целых 5 лет на получение совершенно бесполезной сециальности, было дело.
Когда я готовил эту статью, я побеседовал с несколькими знакомыми из разных медицинских университетов, которые рассказывали, что преподавание философии очень сильно отличается у разных преподавателей. В худших случаях это были требования пересказа взглядов философов античности, средневековья и Нового времени, постоянные тесты и диктанты на терминологию и всё такое. В лучших случаях же студентам рассказывали о том, как крупнейшие философы античности повлияли на нашу сегодняшнюю жизнь, о жуткой деградации наук и образования в средневековье, а также обучали задавать самому себе правильные вопросы и правильно расставлять акценты в размышлениях.
На самом деле, второй вариант преподавания чрезвычайно полезен – именно он формирует столь необходимое врачу (да и вообще современному человеку) критическое мышление и способность анализировать всё происходящее.
Добавить комментарий