Как сдавать физиологию в медицинском университете? Как сдать патофизиологию? Если эти вопросы вас интересуют, то вы находитесь в нужном месте.
Всем добрый день, сегодня я вспомню свои студенческие годы и поделюсь с вами своим подходом в изучении и успешной сдаче двух самых главных предметов всего высшего медицинского образования. Речь идёт о нормальной физиологии и патологической физиологии, которые на студенческом сленге называют “нормфизо” и “патфиз”, соответственно.
Я буду очень доволен, если этот небольшой гайд поможет хотя бы одному студенту, который в данный момент растерялся и не знает, что ему делать.
Что изучает нормальная физиология?
Нормальная физиология – это фундаментальный естественнонаучный предмет, изучающий закономерности работы здорового организма на уровнях клеток, тканей, органов и систем органов. Иначе говоря, нормальная физиология отвечает на вопрос – “как именно работает здоровый организм и отдельная система его органов?”. Этим она часто противопоставляется нормальной анатомии, которая отвечает на вопрос “как устроен здоровый организм и отдельная система его органов?”.
Например, на нормальной анатомии вы изучите строение печени с её долями, глиссоновой капсулой и воротной веной. На нормальной физиологии же вы узнаете, для чего вообще нужна эта крупная железа, от чего зависит цвет кала, куда деваются трупные яды из нашего кишечника и откуда берутся вещества, не дающие нам истечь кровью даже при значительных повреждениях. Спойлер – это всё напрямую зависит от работы печени.
Что изучает патологическая физиология?
Патологическая физиология – это также фундаментальный естественнонаучный предмет, который изучает закономерности работы заболевшего организма на уровнях клеток, тканей, органов и систем. Помните наш пример с печенью? Так вот, продолжая его, патологическая физиология ответит на такие вопросы, как:
- Что происходит при гибели клеток печени?
- Почему при острых гепатитах печень может болеть часто, а при циррозах – почти никогда?
- Почему при раке печени раздувается живот?
- На что указывает кал белого цвета и почему это может быть знаком катастрофы?
Патологическая физиология рассматривает как общие патологические процессы, которые возникают абсолютно в любом органе и частные случаи отдельных заболеваний.
Например, воспаление, некроз, дистрофия, опухоли, нарушения циркуляции крови, гипоксия могут случится в любой части нашего организма, и, зная их закономерности, мы уже представляем то, что происходит с пациентом во время какого-либо страдания. Именно это изучается в общей патофизиологии. При воспалении любой природы будет наблюдаться отёк и нарушение функции – это касается и сальпингоофорита, и рассеянного склероза, и банального насморка, не так ли?
А вот частная патофизиология остановится на патологическом процессе в отдельно взятом органе и опишет особенности течения болезни именно там. Например, она объяснит, почему рассеянный склероз пытаются лечить пересадкой красного костного мозга, как связан сальпингоофорит и внутриматочные спирали и откуда берётся обильное отделяемое при насморке.
Какова роль этих наук в медицинском образовании?
Она огромна. Точнее, одной из них – патологической физиологии. Но дело в том, что не зная нормальной физиологии, невозможно знать физиологию патологическую. Конечно, сама по себе нормальная физиология тоже важна и очень фундаментальна, но если мы говорим о практикующем враче, именно патологическая физиология – его самый главный инструмент вне зависимости от специальности. Именно патологическая физиология учит понимать болезнь и прогнозировать её развитие.
А как с этим в других странах?
В США, Канаде и Великобритании, как правило, патофизиология не изучается отдельным курсом. В этих странах патофизиология объединяется с другим предметом – патологической анатомией, и в итоге получается предмет, называемый патологией. В России патологическая анатомия изучается в качестве отдельной науки – здесь это дисциплина, которая изучает строение органов и тканей, пораженных различными болезнями.
Как учить нормальную физиологию?
Нормальная физиология, с одной стороны, опирается на базовые знания из других предметов (прежде всего, это нормальная анатомия, цитология и биохимия), а с другой, вносит колоссальное количество новых сведений, от которых поначалу становится немного страшно.
Нормальная физиология должна преподаваться так, чтобы вы с каждым занятием всё больше и больше понимали, как работает ваш собственный организм – как различные гормоны влияют на сосудистый тонус, почему в норме мы слышим именно два сердечных тона, где и как создаётся кровь и всё в таком ключе. То есть – это важный момент – вы должны сначала понимать и формировать в вашей голове чёткую картину процесса, а потом уже запоминать его. Это в новинку после нормальной анатомии, которая не изучает никаких процессов вовсе.
В изучении нормальной физиологии строго обязательно использование видео. Ютуб полон контентом от физиологов и врачей, которые великолепно объясняют все темы, необходимые для сдачи экзамена. Лично я использовал замечательные видео канала Кхан Академик, которые подходят для тех, кто совсем ничего не понимает. Если вы владеете английским, то ваш ваш арсенал пополняется гигантским количеством видеоконтента. Я больше всего люблю лекции Доктора Найджеба (dr Najeeb), которые понятны даже с очень слабым английским при включенных субтитрах на русском. Также отдельные темы можно увидеть на каналах специалистов из других наук – к примеру, физиологию синапса, то есть, по сути, почти всей нервной системы, блестяще рассказывает фармаколог Никита Викторович Кудряшов (вот его канал Scidrugs).
В идеале, у вас должны быть нарисованы схемы по каждой системе органов, в которых вы поэтапно отмечаете каждую степень каждого процесса, или же список функций каждого изучаемого органа. Функции должны быть расписаны подробно и понятно. Во время создания таких схем необходимо отражать, чем именно регулируется работа органа или системы органов, и то, на что эта система органов влияет.
Метод “пересечённый нерв”
Когда я изучал неврологию, мой преподаватель Н.В. очень круто преподносил материал, и делал он это по одной и той же схеме. Независимо от темы, первым делом он рисовал объект, поражение которого мы изучаем. Давайте рассмотрим его метод на примере патологий зрительного анализатора – к ним как ухудшение/исчезновение зрения, вплоть до слепоты (амавроз), так и появление в поле зрения образов, не существующих в реальности (самые простые – фотопсии, то есть пятна или вспышки, и самые сложные – галлюцинации со множеством объектов).
Как я уже сказал, сначала мой преподаватель рисовал весь изучаемый объект – в данном случае, это зрительный анализатор, который включает в себя орган зрения, высший отдел обработки зрительной информации – кора затылочной доли головного мозга, и проводящий путь, который их соединяет.
Далее мы кратко обсуждали то, как работает зрительный анализатор в норме, какой путь проходит сигнал, где изображение переворачивается и где переходит на противоположную сторону.
После этого Н.В. просто “пересекал” нервные волокна в различных местах и рассказывал, что произойдёт с пациентом в каждом случае. Например, пересечение зрительного нерва вот здесь приведёт к полной слепоте на соответствующий глаз.
Сначала нам не важна причина – представьте, что волокна нерва просто пересекли острым инструментом. Затем сигнал прерывался вот здесь (выделено зелёным) – и мы понимали, что в случае патологического процесса в этом участке будет выпадение полей зрения, называемое битемпоральной гемианопсией. Не забывайте, что медиальная часть сетчатки воспринимает латеральную часть изображения, и наоборот.
Так мы продвигались до коры затылочной доли, и, в итоге, в голове каждого студента формировалось чёткое понимание того, что происходит с человеком, который внезапно начал “плохо видеть сбоку” и где искать проблему.
После этого Н.В. рассказывал о том, что же именно может привести к прерыванию сигнала – чаще всего это аневризмы, опухоли и демиелинизирующие заболевания (рассеянный склероз, прежде всего) и объяснял, как в том или ином случае мы можем помочь заболевшему человеку.
Как это относится к физиологии и патофизиологии?
Напрямую. Я всегда пользовался методом пересечённого нерва, когда учил патофизиологию или любой клинический предмет. Этот метод прекрасно применяется и за пределами нейронаук – например, в курсе нормальной физиологии вы учите созревание клеток крови. Вы узнаёте, как в самой сердцевине плоских костей созревают и делятся клетки крови, проходя путь от незрелой стволовой клетки, не умеющий ничего, до эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, выполняющий высокоспецифичные функции. Как правило, это иллюстрируется вот такой табличкой:
Давайте применим метод пересечённого нерва к кроветворной системе. Представим, что вот здесь проявилась череда генетических сбоев, и лимфобласт, вместо того, чтобы созревать дальше, начал бесконтрольно делится.
Созревания не происходит, деление лимфобластов происходит всё интенсивнее, постепенно угнетаются все соседние ростки созревания.
В итоге, весь организм оказывается наполнен лимфобластами вместо нормальной крови.
Что же почувствует пациент, с которым произошла такая оказия? Если вы знаете основные функции форменных элементов крови, вам не составит труда описать симптомы острого лейкоза. Огромное количество лимфобластов подавит миелоцитарный росток, и из крови исчезнут тромбоциты. Небольшой стук по коже приведёт к массивному подкожному кровоизлиянию, кровь будет часто идти из носа, десён и вообще из любых слизистых. Также подавлены будут эритроциты – значит, пациент пожалуется на слабость, бледность, головокружение и сонливость. Наконец, не будет и самих лимфоцитов – ведь лимфобласты вместо того, чтобы до них дозреть, начали бешено делится, и организм оказался беззащитным перед инфекциями. Этому соответствуют жалобы пациента на упорную лихорадку, затяжные “орви” и “тонзиллиты”, “бронхиты” и другие проявления атаки инфекций организм, оставшийся без иммунитета.
При помощи метода пересечённого нерва мы с вами только что описали краткую патофизиологию острого лимфобластного лейкоза. Не слишком сложно, не так ли?
С кровью понятно, но с чем ещё это работает?
На самом деле, этот метод применим ко всем системам организма в той или иной степени. Но особенно круто это работает с системой кроветворения, сердцем (очень наглядно по такому методу учить пороки), печенью, почками и любыми эндокринными железами.
Как сдавать экзамены?
Очень просто. В ходе семестра старайтесь не запускать материал и вовремя разбираться в каждой теме. Обязательно, строго обязательно используйте видео. Не обязательно смотреть именно то, что я посоветовал (хотя кхан академик – по настоящему универсальные ребята, они подходят вообще всем). Главным критерием успешности освоения, помимо оценок, является ваше понимание процесса, о котором идёт речь. Например, при упоминании о пациенте с хронической почечной недостаточностью вы сразу же представляете себе склерозирующиеся клубочки, анемию и кристаллы мочевины в перикарде.
Лично я во время подготовки рисовал примерно такие схемы, на основании которых и сделал свой сайт. Здесь вы можете видеть работу гормона вазопрессина в условиях нехватки жидкости:
За несколько недель перед экзаменом обязательно проверьте список вопросов. Выделите те, которые вы знаете идеально – то есть, вашу сильную сторону, затем те, которые знаете неплохо, и, наконец, те, которые не знаете вовсе. В эру ютуба нормальную и патологическую физиологии можно пройти полностью, вообще не выходя из дома. Уделите особое внимание темам, которые вы не знаете вообще и обязательно найдите их на ютубе. Если после просмотра видео у вас не возникает в голове цельного процесса, разберите и выучите хотя бы основные моменты темы, которые позволят вам выплыть. Но таких моментов должно быть очень мало.
Какие книги использовать в подготовке?
Существует два вида подготовки. Первый – для того, чтобы сдать сам предмет. Второй – чтобы понимать его и использовать в жизни, в нашем случае – в лечении людей.
Преподаватели тоже люди, некоторые из них – хорошие, некоторые – плохие. Иногда бывает так, что требования преподавателя очень очень далеки от того, что необходимо студенту чтобы стать хорошим врачом или учёным. Иногда – наоборот, преподаватель делает в объяснениях акцент на самых главных вещах и на экзамене требует именно их.
Именно поэтому все видео, которые я предлагал, а также все книги, о которых сейчас напишу, следует использовать в дополнении к учебное программе вашего вуза и сверяться только с ней. Если вам навязывают предлагают кафедральный учебник, обязательно используйте его. В конечном счёте, вы преследуете две цели – сдать экзамен и вкачать ваши знания по норм. физиологи и патфизу для вашей карьеры. Если во время учёбы вы закрываете сразу обе задачи, это значит, что у вас учёба организована отлично. К сожалению, такое редко бывает. Но это не страшно – разбирайте темы при помощи ютуба и годной литературы, а затем просто подводите эти знания к вашей учебной программе.
По нормальной физиологии мне больше всего нравится учебник “Медицинская физиология” Гайтона и Холла. Иногда слишком подробно, но в этой книге отлично описано всё, что нужно знать для развития очень серьёзного уровня знаний по этому предмету. Очень хорошая связка – учебник Гайтона и Холла + видео Кхан академик.
На довольно базовом, но очень понятном и логичном уровне нормальная физиология излагается в учебнике Джерарда Тортора “Анатомия и физиология”. Этот учебник хорош тем, что в нём постоянно делается акцент на связи физиологии и анатомии. Это позволит вам, во-первых, более качественно изучать саму физиологию, а, во-вторых, позволит прямо во время ответов эффектно “вкручивать” анатомические термины, что всегда очень положительно влияет на преподавателей.
Наилучшая из доступных книг на русском языке для изучения патофизиологии – это, безусловно, “Основы патологии заболеваний” Роббинса и Котрана. Как и предыдущие источники, эту книгу нужно сочетать с видео, причём главным звеном будет являться, безусловно, видео, особенно если это уровень Доктора Найджеба или лучше.
Самое главное
Изучение нормальной и патологической физиологии даёт очень много специфических, важных знаний. Во время освоения этих наук мы начинаем понимать, как работает организм и что происходит во время той или иной болезни. Как я говорил, на мой взгляд, патофизиология – это ядро медицины, это и есть медицина. Однако, кроме естественнонаучных знаний, физиология и патфиз также обучает нас правильному мышлению.
Именно в патофизиологии необходимо уметь быстро и качественно выделять главное, формировать из него основу, и уже на эту основу накладывать все последующие детали. Например, вы можете зазубрить все каскады взаимодействий цитокинов при воспалении, однако, если вы не понимаете сути воспаления, все ваши знания про цитокины неприменимы и бесполезны. Напомню, суть воспаления заключается в том, что организм, в ответ на сигналы первичного звена иммунитета о вторжении антигена, предпринимает комплекс мер по скорейшей доставке в очаг поражения клеток иммунитета и помогающим им веществ, там как антитела и компоненты системы комплемента. То есть, сначала вы осознаёте и понимаете, что любое воспаление – это доставка наших защитников в очаг поражения и их работа по уничтожению антигенов, а уже потом более детально разбираете, как именно это происходит.
В идеале, подобному анализу должно подвергаться каждое событие, изучаемое в нормальной или патологической физиологии, ведь наш организм – удивительно отлаженный и чётко работающий организм, в котором без причины не происходит ничего.
На самом деле, умение быстро и точно выделять суть происходящего очень помогает не только в медицине, но и в жизни.
Добавить комментарий