Анатомия жевательных мышц

Продолжаем изучать анатомию мышц головы, сейчас настала очередь разобрать жевательные мышцы. Мы будем следовать тем же принципам, что и в других статьях про анатомию — сначала выделим главные ориентиры и затем запомним особые приметы каждой мышцы. Надеюсь, с моими уроками анатомия будет вам даваться легче.

Особенности жевательных мышц:

  1. Все жевательные мышцы прикрепляются к нижней челюсти (mandibula);
  2. Все жевательные мышцы поднимают нижнюю челюсть, осуществляя жевание и способствуя правильному произношению слов;
  3. Жевательные мышцы, в отличие от мимических, имеют фасции.

Эти особенности не указываются в атласах и учебниках, и их, как правило, не требуют называть на зачётах. Я привёл их специально, чтобы вам было проще ориентироваться — как только речь заходит про любую жевательную мышцу, вы сразу понимаете, что она прикрепляется к нижней челюсти и поднимает её. То есть одного названия группы мышц достаточно чтобы вспомнить функцию и место прикрепления.

Анатомия жевательных мышц:

I.Височная мышца (musculus temporalis)

Самая крупная и заметная жевательная мышца. В отличие от всех остальных жевательных мышц, её брюшко располагается на своде черепа (fornix cranii).

Как выучить анатомию жевательных мышц

Зелёным цветом я выделил контур самой височной мышцы, синим — контур мощного сухожилия, при помощи которого мышца прикрепляется к венечному отростку (processus coronoideus) нижней челюсти.  Венечный отросток я обвёл жёлтым, надеюсь, вы помните его из краниологии. Когда вы будете на зачёте показывать расположение височной мышцы, вам следует обводить весь контур целиком, то есть и мышцу, и её сухожилие.

Височная мышца находится в височной ямке (fossa temporalis). Если вы возьмёте препарированный череп или даже качественный искусственный образец, вы увидите вдавления на его боковых частях. Эти вдавления неглубокие, но занимают большую площадь. Именно эти вдавления и называются височными ямками. На картинке с википедии височная ямка выделена чёрной рамочкой:

Начало: височная мышца начинается на височной поверхности лобной кости, а также на чешуйчатой поверхности височной кости.

Прикрепление: височная мышца прикрепляется к венечному отростку нижней челюсти (самый острый отросток нижней челюсти). Не забываем, что жевательные мышцы начинаются от неподвижной части, а прикрепляются к кости, которую они двигают.

Функция: височная мышца закрывает рот, поднимая нижнюю челюсть до состояния сомкнутых зубов. Также если вы выдвинете нижнюю челюсть вперёд, как ящик в столе, то именно височная мышца задвинет её назад в нормальное положение.

 

II.Жевательная мышца (musculus masseter)

Тоже очень заметная и крупная мышца. Если мы смотрим на планшет с изображением в профиль, перепутать жевательную мышцу с чем-либо невозможно. Смотрите:

Жевательная мышца чрезвычайно важна для выживания, поэтому у наших далёких предков эта мышца сформировалась очень мощной и сильной. Жевательная мышца состоит из двух частей — поверхностной (pars superficialis) и глубокой (pars profunda). Вы сможете легко отличить поверхностную часть — она прикрепляется к передней части скуловой дуги (arcus zygomaticus). Глубокая часть тоже прикрепляется к скуловой дуге, только не спереди, а сзади.

Я выделил поверхностную часть зелёным контуром, а глубокую — синим:

Начало: обе части жевательной мышцы начинаются со скуловой дуги.

Прикрепление: обе части жевательной мышцы прикрепляются к специальному месту на нижней челюсти — к жевательной бугристости (tuberositas masseterica). Жевательная бугристость, напомню, располагается на внешней поверхности ветви нижней челюсти (ramus mandibulae).

Функция: поднимать нижнюю челюсть, осуществляя жевание и помогая произношению слов. Также поверхностная часть жевательной мышцы помогает выдвигать челюсть вперёд. Задвигать обратно её мы будем при помощи височной мышцы, как вы помните.

III. Латеральная крыловидная мышца (musculus pterygoideus lateralis).

Теперь нам понадобится планшет с черепом, на который мы смотрим как бы изнутри полости рта (cavitas oris). Вот примерно такой:

Мы развернули череп затылком к нам и распилили его во фронтальной плоскости так, чтобы смотреть изнутри на полость рта, десна и зубы.

Посмотрим на латеральную крыловидную мышцу. Здесь мы можем видеть обе латеральных крыловидных мышцы, поэтому я выделил обе:

Латеральная жевательная мышца имеет две части — верхнюю и нижнюю.

а)Верхняя часть.

Начало: Подвисочный гребень большого крыла клиновидной кости. Давайте вспомним клиновидную кость (os sphenoidale) — она имеет тело (corpus), большие крылья (alae majores) и малые крылья (alae minores), а также крыловидные отростки  (processus pterygoidei).

Почему-то многие любят путать большие крылья и крыловидные отростки. Посмотрим на упрощённую схему (вид спереди), чтобы не путать эти анатомические образования:

Нас интересует большое крыло. Именно на нём располагается маленький подвисочный гребень (crista infratemporalis). Вот где находится начало верхней части латеральной крыловидной мышцы:

Прикрепляется верхняя часть латеральной крыловидной мышцы к височно-нижнечелюстному суставу (articulatio temporomandibularis).

б)Нижняя часть латеральной крыловидной мышцы начинается с тоже с клиновидной кости. Теперь нам нужно переместить внимание с большого крыла чуть ниже — на крыловидный отросток (processus pterygoideus). Он как бы расщепляется на две пластины — медиальную и латеральную. Посмотрите на предпоследнюю картинку — там я выделил крыловидные отростки коричневым цветом.

Давайте найдём латеральную пластину (lamina lateralis) крыловидного отростка. Это, в общем-то, несложно:

Именно от этой пластины и начинается нижняя часть латеральной жевательной мышцы.

Итак, начало: латеральная мышца (её нижняя часть) начинается с латеральной пластины. Отличная запоминалка, кстати.

Прикрепление: крыловидная ямка (fovea pterygoidea) нижней челюсти. Не особо известное анатомическое образование, поэтому я нашёл вот такую схему:

Наша крыловидная ямочка находится под цифрой 4.

Функция латеральной крыловидной мышцы — поднимание челюсти (как и у всех жевательных мышц), а также отведение нижней челюсти в противоположную мышце сторону. Например, левая латеральная крыловидная мышца при сокращении сдвигает нижнюю челюсть в правую сторону.

IV. Медиальная крыловидная мышца (musculus pterygoideus medialis). Возьмём уже знакомый нам планшет, чтобы посмотреть на эту мышцу:

Начало:  Крыловидная ямка (fossa pterygoidea) клиновидной кости. Кстати, на нижней челюсти тоже есть, как вы помните, крыловидная ямка, только она называется fovea pterygoidea, чтобы не перепутать. Древние анатомы очень предусмотрительные ребята, определённо.

Если честно, я затрудняюсь показать её на планшете. Черепа у меня под рукой на момент написания этой статьи нет, а уважаемые Синельниковы в своём атласе указывают, что «…медиальная и латеральная пластинки ограничивают крыловидную ямку». При этом в ближайшей к тексту иллюстрации fossa pterygoidea указана на латеральной пластине (две картинки назад я выделил латеральные пластины крыловидных отростков красным). Синельниковы в любом случае правы — они короли анатомии, всё же. Вам же, уважаемые читатели, я советую при случае спросить у ваших преподавателей про местонахождение этой ямки.

В общем, говоря о начале этой мышцы, ориентируемся на латеральные пластины крыловидных отростков клиновидной кости и уточняем про ямку у преподавателей.

Прикрепление: крыловидная бугристость нижней челюсти. Здесь уже не будет никаких сложностей, вот где находится это место:

Функция: Поднимание нижней челюсти, а также «выталкивание» нижней челюсти в противоположную сторону (то есть аналогично латеральной крыловидной мышце).


Лексический минимум

  1. Mandibula;
  2. Musculus temporalis;
  3. Fornix cranii;
  4. Processus coronoideus;
  5. Fossa temporalis;
  6. Musculus masseter;
  7. Arcus zygomaticus;
  8. Tuberositas masseterica;
  9. Ramus mandibulae;
  10. Musculus pterygoideus lateralis;
  11. Cavitas oris;
  12. Os sphenoidale;
  13. Alae majores;
  14. Alae minores;
  15. Processus pterygoidei;
  16. Crista infratemporalis;
  17. Articulatio temporomandibularis;
  18. Lamina lateralis;
  19. Fovea pterygoidea;
  20. Musculus pterygoideus medialis;
  21. Fossa pterygoidea.

Анатомия жевательных мышц: 8 комментариев

  1. Анастасия

    Добрый день
    Большое спасибо за ваш труд
    Каждая статья очень ценна для меня
    Мне 33 года и я поступила на 2 курс меда после училища
    Работаю, есть семья, ребёнок )))
    Переживаю — потяну ли учебу )))
    Не можете дать список — хотя бы на 2,3 курс — по каким учебникам лучше учить — биохимию, гисту, физиологию и так далее?

    И не подскажите — кто пришёл на 2 курс — сдают в первую сессию анатомию и гисту? Знаний по этим предметам можно сказать что нет. И программа 1 курса — на самост изучение?

    1. Pavel Автор записи

      Добрый день, уважаемая Анастасия. Спасибо за приятный отзыв)

      Скажу я вам по секрету (только никому ни слова), я сам поступил в медицинский университет далеко не после школы. Ну вот учусь потихоньку, хожу на дежурства, даже умудряюсь успевать вести этот блог. Думаю, у вас тоже при правильном подходе всё получится.

      Теперь о правильном подходе. Независимо о того, каким врачом вы хотите стать, вам необходимо очень уверенно знать анатомию, гистологию, а также биоорганическую химию.

      1. Анатомия. Если человек не знает анатомию, он не должен работать врачом, это аксиома. Если вы анатомию не знаете вообще, вам необходимо пройти и выучить все её разделы: остеологию (кости), артрологию (суставы), неврологию (ЦНС), спланхнологию (внутренние органы и системы), ангиологию (сосуды, очень тяжёлый раздел), неврологию (периферическую нервную систему + вегетативную), именно в таком порядке. По атласам и учебникам в одиночку это будет крайне тяжело.
      Но есть хорошая новость. Видеоуроки на ютубе, которые лежат там в свободном доступе, очень облегчат вам задачу. Лично я и наиболее успешные ребята с моего потока именно так и сдавали анатомию. Я рекомендую вам начать с лекций профессора Изранова (никогда не устану его хвалить). Он признанный авторитет отечественной анатомической школы и создатель блестящих видеоуроков. Они вам обязательно помогут. Вы можете найти и другие хорошие уроки по анатомии через поиск на ютубе, но мимо профессора Изранова вы точно не пройдёте. Как учить анатомию я рассказывал здесь, ещё вам должны помочь советы отсюда.

      2. Гистология. Здесь есть общая гистология и частная гистология. Из общего раздела необходимо знать строение/классификации следующих видов тканей: эпителиальной; соединительной (сюда же входит и кровь), нервной, мышечной. Первые два типа особенно важны.

      Из частной необходимо знать строение и функции эндокринной, кроветворной (она же иммунная), пищеварительной, дыхательной, нервной систем.

      О препаратах: необходимо уметь уверенно и быстро отличать полый орган от трубчатого, эпителиальную ткань от соединительной.

      Учебник могу посоветовать только тот, по которому я сам учился, автор — Данилов. Этот же автор выпустил очень неплохой атлас. Сразу скажу, что учебник мне не очень зашёл, если бы не лекции моего преподавателя, мне было бы тяжко.

      Гистология очень, очень тесно переплетается с нормальной физиологией. Хорошая новость: если вы будете хорошо знать гистологию, на физиологии вам будет значительно легче. Плохая новость: уроков на ютубе по гистологии я не находил, придётся пользоваться учебником и атласом. Может быть сейчас и есть что-то.

      3.Биохимия. Вы спрашивали про биохимию, но биохимия будет весьма непонятна без предшествующего курса органической химии. Поделюсь наблюдением — очень многие ребята, которые, как и вы, поступили в университет после мед.колледжа, имеют очень слабые знания в общей школьной химии (основы неорганики+основы органики). Если вдруг это не про вас, смело пропускайте этот пункт, с биохимией у вас будет всё неплохо. Если же у вас химия слабенькая + БОХ на 1м курсе вы пропустили, вам нужно сначала пройти базовую часть неорганики, затем базовую часть органики, затем познакомиться с курсом БОХ.

      Тут нам снова поможет ютуб. Заходите на канал Вурдихана Вурдиханова, смотрите и проходите его уроки за те части школьного курса, в которых вы наиболее слабы. Нереально крутой преподаватель. Затем используйте обычный школьный учебник по химии (Габриелян весьма хорош). Дело в том, что курс БОХ, без которого биохимия будет сложна в понимании, практически целиком основывается на школьном курсе общей химии.

      Не относитесь легкомысленно к БОХ. Те студенты, которые стараются понимать и учить БОХ, а затем биохимию, имеют очень большое преимущество на патофизиологии, фармакологии и других фундаментальных дисциплинах.

      С биохимией вам также очень поможет канал на ютубе Khan Academic. Многие важные вещи там рассматриваются — например, метаболизм липидов, цикл кребса, клеточное дыхание и прочее. Чуть не забыл, Цикл Кребса и на моём сайте рассматривается)

      4.Физиология. Зайдите на мою статью про функциональные нагрузочные пробы. Я там кратенько расписывал как работать с нормальной физиологией. Правда, добавлю одну вещь, которую я там забыл написать. Если вы сможете раздобыть лекции Доктора Найджеба (это очень крутой англоязычный физиолог и патофизиолог) с переводом на русский (или в оригинале, если вы свободно понимаете английский), вы будете очень очень крутой по всему, что связано с физиологиям.

      PS. Материала много, но не вешайте нос. Проходите всё поэтапно, зарисовывайте и записывайте лекции с ресурсов, которые я вам скинул. У студентов медколледжей в университетах есть огромный плюс — они владеют очень многими манипуляциями и отлично знают сестринское дело. Подойдите к фундаментальным предметам методично и комплексно, регулярно занимайтесь и проходите темы этих предметов хотя бы по 1.5-3 часа в день и всё у вас будет замечательно.
      Удачи вам)

    2. Оксана

      Добрый день) а мне 35 лет. у меня муж и двое детей…Очень хочу поступить в мед университет… Для меня на сегодня это тоже актуальный вопрос) Как Вы справляетесь?

  2. Оксана

    Мне 35 лет. Есть и муж и дети. Я поздно поняла, что хочу получить мед образование, если точнее то знания. Тоже взвешиваю все за и против. Потяну или нет…Хотелось бы найти единомышленников для поддержки) Спасибо Вам!

  3. Виктор Васильевич Кунавин

    Ваша статья замечательна для понимания динамических процессов в голове при работе мышц.
    Меня интересует рельефность черт лица и возможность их формирования как мимическими так и остальными мышцами головы. При значительном напряжении рефлекторно включаются мышцы шеи, а это способствует функции шейного отдела позвоночника.

  4. Татьяна

    Добрый день, Павел! Очень рада, что каким то чудом вышла на ваш «блог медика». Для меня сейчас очень актуальна тема быстрого изучения анатомии по системам кости -мышцы-нервы-сосуды. Мне уже достаточно лет, и когда я проходила анатомию в училище, никогда не думала, что спустя 20 лет она мне понадобится практически в институтском объеме. Вы о-о-очень грамотно, увлекательно и понятно все описываете и очень я воодушевилась этим. Скажите, а у вас в Контакте есть мед страничка, или только этот блог? И желаю, чтобы у вас были силы, ыремя и настроение, чтобы так же доходчиво подавать и другие материалы.

  5. Инна

    Как мило, что здесь столько не 18ти летних студентов))) мне 26, тоже на первом курсе, тоже после мед колледжа. Учебу обожаю, с преподавателями дружу, учиться мне немного проще потому что я понимаю зачем я здесь, вижу цель и иду к ней. Всем, кто хочет поступать — поступайте) совершенно другой подход к учёбе и преподаватели это видят, потому и относятся лучше и лояльные.
    В моём универе много не 18ти летних, есть мужчина, которому 40 и женщина, которой 47! И все мы на первом курсе!
    Спасибо огромное за статью, очень классно объясняете!

    1. Pavel Автор записи

      На самом деле, здесь общаются и прокачивают свои медицинские знания и 17-летние и 35-летние студенты медицинских университетов. Какая разница, сколько нам лет, если нас объединяет наша общая страсть — медицина?)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *